Качественный подход
Как прийти к среднему чеку в программировании на 500 000 рублей

Владимир Калинин
Владелец компании по разработке сайтов French Rabbit.
В числе клиентов: БиЛайн, музыкальный лейбл BlackStar и т.д.

17 марта 2016 г.
Время прочтения ~ 5 минуты
Когда речь заходит о крупных суммах, клиент рассчитывает получить продукт высококачественный. Но как распознать это качество, и выбрать действительно стоящего разработчика среди конкурентов? Владимир Калинин, основатель компании French Rabbit, поможет нам сегодня в этом разобраться.
Для клиента некачественная работа проявляется в том, что он постоянно получает не то, что хотел. Предположим, Вы хотите интернет-магазин. И тут много аспектов, на которые нужно обратить внимание. Чисто гипотетически: представим, что один и тот же человек приходит в обычную компанию, и в компанию мою.
В обычной компании ему говорят: интернет-магазин будет стоить 120.000 рублей, сделаем за месяц, всё будет супер! А мы говорим: интернет-магазин. А что именно Вам нужно? Вот это нужно? Интеграция с 1С нужна? Нужно ли Вам обновление остатков по прайс-листам поставщиков? А вот это? И это?
В итоге мы говорим, что это будет стоить 800.000 рублей, и всё будет готово через 4 месяца.

И вот в чём разница. За 120 000 рублей, с задержкой на 2 месяца, клиент получает свой сайт, и только тогда понимает, что ему нужна синхронизация с 1С. А это плюс 60 000 рублей. Потом они задумываются о продвижении, или даже пускают туда трафик, а конверсия остаётся низкой. Оказывается, что у половины на мобильниках не отображается, допустим, кнопка «в корзину». Просят это исправить, а в ответ слышат, что в ТЗ этого не было – опять платите.

А все дополнительные вещи, не предусмотренные сразу, всегда обходятся дороже. Попробуйте установить кондиционер в машину, купленную без него. И потихоньку начинается нагромождение кода, который всё тормозит. В итоге, за то же количество времени, сайт обходится ему дороже, чем сделали бы мы, и работает он не так как ожидалось.
Это нормально, когда у хорошо сделанного проекта, появляются какие-то доработки. Клиент чаще всего сам не знает конечного желаемого результата. Он всё равно придёт с какой-то новой идеей, либо захочет переделать что-то старое. Главное, чтобы это было по его собственной инициативе.
Мы стараемся предусмотреть распространённые ошибки, и устранять их на корю, что избавляет нас в дальнейшем от переделок. Но к такому подходу и качеству я пришёл не сразу.

Работая удалённо в одной компании, у меня был хороший наставник в плане программирования, и я был уверен, что могу решить любую задачу. Но решал я её не оптимально. Однажды попав в стартап проект, я столкнулся с ребятами, которые по уровню и качеству программирования были гораздо выше меня. Я посмотрел, как они работают, и у меня открылось второе дыхание в своей нише.
Когда я пару раз увидел их код программирования, то подумал: «Ничего себе ребята, как просто и гениально вы решаете такие задачи!». Я увидел, как в их руках такой продукт становится произведением искусства, и у меня началась гонка за таким качеством.
Владимир Калинин
Потом и я, написав пару строчек, иногда гордился ими так, словно сочинил стихотворение. Чем короче и проще программный код, тем он лучше и правильней. И он же самый производительный, самый быстрый и самый качественный.

После закрытия стартапа я вернулся к фрилансу, и на новом уровне скорости и качества, у меня заработал сарафан. И заработал он настолько, что в конце 2013 года я распродал всё своё время, и у меня начиналась паника, когда приходил очередной проект. Тогда я не знал, что от них можно отказываться. Мне приходилось брать всю работу, я срывал сроки, и потерял первых клиентов.
Тогда я понял, что надо нанимать людей, но не знал, чем буду им платить. Я сделал это, получив домашнее задание нанять сотрудника на одном из занятий в «Бизнес Молодость». Но естественно, он не смог выдать моего качества. Сейчас это касается даже более дорогих ребят, которых я обучаю уже год. Зачастую, я нахожу их неоптимальные решения, показываю, они удивляются и исправляют.

Ещё, важно, когда ты можешь на примере показать сотрудникам всё, о чём говоришь. На собеседовании я даю программисту тестовое задание, и он решает его каким-то долгим способом. А когда я показываю своё изящное решение, ему самому становится интересно. Он понимает, что здесь можно чему-нибудь научиться, и часто готов работать даже за меньшие деньги ради такого опыта. Если ты тренируешь не механическую работу, а мозги, то решаешь эти задачи быстрее.
Потом я столкнулся с проблемой, что продаю то я оказывается своё время. И вроде бы я решил задачу проще, а значит и быстрее, но денег за это получу меньше. Тогда мы начали потихоньку поднимать стоимость часа.
И для меня, человека который большую часть жизни провел за компьютером, это был огромный стресс. Однажды, прихожу я к клиенту, трясусь, называю ему цену в полтора раза больше, а он говорит, «хорошо». И я осознал, что мог это сделать ещё полгода назад. Потом такое озарение случалось у меня ещё пару раз за несколько лет.

По статистике, клиенты пришедшие к нам лет 5 назад через сарафан, привели нам клиентов с намного большими бюджетами, и гораздо интересными задачами, чем люди, которые вошли к нам в пул клиентов, с рекламы полгода назад. Сарафан для нас сейчас – основной канал, который нас кормит. Мы собираем много заказов по сарафану, потому что за нами не приходится переделывать. Если ты всё сделал правильно, то, кого еще посоветует своим друзьям твой клиент?
Владимир Калинин
Автор статьи
Владелец компании по разработке сайтов French Rabbit, занимающейся созданием сайтов с 2005 г. В числе клиентов: БиЛайн, музыкальный лейбл BlackStar и т.д.