Метод Артура Мурадяна
Альтернативный взгляд на продажи


Артур Мурадян
Инвестор, сооснователь Бизнес-квартира,
практикующий тренер в сфере деловых коммуникаций

17 марта 2016 г.
Время прочтения ~ 6 минуты
Когда речь заходит о продажах, основная масса людей начинает паниковать. Так происходит, потому что на протяжении существования Советского Союза, продажи у нас ассоциировались со спекуляцией, и чем-то плохим. В то время как в Америке и Европе, человек, который продаёт, является элитой общества. Есть один неоспоримый факт: в России многих людей раздражает реклама.
Харв Экер в своей книге «Думай, как миллионер», пишет, что только богатые люди любят рекламу. Так вот в России даже богатые люди её не любят. Почему? Потому, что они считают, что им хотят что-то «впарить».
В нашем менталитете есть такая установка, и с ней очень сложно бороться. И это только верхушка айсберга. Дальше больше: люди не любят продавать, потому что не хотят принимать поражение. Вы часто слышали фразу: «продажи – это не для меня», или «продажи – это не моё»? И это не потому, что люди не хотят продавать. Просто они хотят, чтобы у них покупали! А в продажах как: десять раз тебе скажут «нет», и только один раз «да». Вот и получается – замкнутый круг. И я решил, что нам нужна определённая система продаж, с чьей помощью, можно будет продавать русским людям. Но для начала, я провёл собственное мини-исследование.
Я задумался, какие целевые аудитории бывают в России? И сразу выделил 4 основные категории:

  • Большие боссы – это чиновники, олигархи, и другие люди, которые зарабатывают много денег, и не знают, куда их девать.
  • Бизнесмены – деловые люди, которые постоянно пребывают в движении.
  • Весь B2B-сектор. Его я тоже разделил на четыре составляющих:
    • Директора
    • Замы директоров
    • Руководители отделов
    • Сотрудники
    Потому что, когда мы начинаем продавать, имеет огромное значение представитель, какого звена стоит перед нами. Общаясь с генеральным директором, или, наоборот, с подчинённым, мы применяем совершенно разный подход.

  • Никто. Тут всё просто, «никто» – это все остальные люди.
Помимо этого, у каждой категории, существует 4 основных состояния:

  • Фрагментарное состояние. Что это значит? Человеку никогда не нужен был наш продукт, но в какой-то момент вдруг понадобился. Например, человека никогда не интересовала недвижимость, но ему досталось наследство.
  • Невольный субъект. Это человек, который поссорился с женой, и чтобы помириться, ему нужно купить шубу. Он не заинтересован в покупке, но определённая сила давит на него.
  • Субъект постоянный. Человек, который постоянно покупает своей жене дорогие ювелирные изделия, и, например, заинтересован в хорошем ювелире.
  • Заблудший субъект – человек, который вообще не планировал покупку, а «вдруг» решил купить.
Опираясь на эти критерии, нашей задачей будет:
  1. выяснить социальную роль клиента;
  2. определить его состояние;
  3. создать вариативный портрет.
Потому, что все эти категории людей имеют свои определённые запросы и критерии. Когда мы определяем, с каким именно потребителем имеем дело, у нас появляется «мишень», о которой речь пойдёт дальше. И для каждого важен именно определённый этап сделки: позиционирование, встреча с клиентом, компетенция, стадия переговоров, разделение обязанностей, сам процесс сделки, оплата, или вовсе конечный её результат.
И условно, мы можем разделить нашу продажу (сделку) на 8 составляющих по вертикали и горизонтали. С этим числом вообще очень легко работать. Перед вами пример таблицы, разобрав которую на моём тренинге, мы легко можем подобрать способы «охоты». Сейчас объясню, что я называю это «охотой» и «мишенью».

Есть такой подход, как «поиск альтернативной отрасли». Рано или поздно вы понимаете, что в вашей отрасли всё уже придумано, и придумать что-то принципиально новое не получится. Но если заниматься инновациями всё равно очень хочется, то вы должны сесть и подумать: на что похожи эти этапы, в альтернативной, какой-то другой отрасли?
Сначала я пришёл к выводу, что лучше всего продают шпионы и разведчики. Наши этапы с клиентом напомнили мне их вербовку людей. Вы только представьте, что продают эти люди? Они родину продают! Это какой уровень продаж!!!
Подумайте, какие инструменты они для этого используют? Когда вы открываете какие-то книги, для того чтобы посмотреть, как происходит вербовка, вы видите, что у них есть маленькие такие «фишечки», которых не видели в своей отрасли. И понимаете, что внедрив их в свою сферу, вы начнёте качественно увеличить свои продажи.

Ещё я подумал, что личную продажу можно сравнить с охотой. Есть какая-то дичь, которая бегает, и мы её находим в прицел. Например, это «Босс», который в данный момент является «фрагментарным». Он хочет в данный момент фрагментарно что-то купить. Когда мы это определили, мы взяли его в прицел.

Но и это ещё не всё. Теперь важно вспомнить, что существуют разные способы охоты. И нужно понять какое именно оружие мы будем использовать. Оружием, в данном аспекте, является конвертор. То есть, на что я буду его «закрывать» – на сайт, на лэндинг, или на скрипт разговора.

Допустим, я выбрал какое-то ружьё. Но теперь я ещё должен понять, какой патрон поставить именно под эту «дичь». Патронами является некая информация, которую он должен прочитать. И вот здесь происходит последний 4й этап – это выстрел.
Важно понять, если человек прочитал ваше предложение, ещё не значит, что он может и хочет это купить.
В конце или середине этого предложения должна быть определённая сила «выстрела», которая заставляет его подскочить и побежать. Многие ошибочно думают, что этой силой является скидка, или другое «горячее предложение». Но есть аспекты, которые находятся гораздо выше. Например, жизнь и здоровье человека. Это может быть некий силовой элемент, когда мы приводим пример с негативной статистикой в нашей целевой аудитории. Человек читает информацию, видит статистику, и понимает, что речь может идти именно о нём. Он просто должен понять, что если сейчас не подскочить и не побежать, то всё закончится. И существуют разные уровни таких силовых элементов, более жёсткие, и более слабые.

Искусство настоящего бизнесмена - найти детали в альтернативных отраслях, применив на практике которые, можно существенно увеличить свои продажи. Но таких людей очень мало. Если ваши продажи вдруг увеличились, и вы думаете, что это произошло за счёт маркетологов или масштабной рекламной компании, то вы можете ошибаться. Это могло случиться из-за смены шрифта, или цветового элемента вашего информационного послания. Поэтому всегда необходимо видеть и анализировать причины своего успешного и неуспешного опыта. Описанный мною метод поможет вам их увидеть.

Артур Мурадян
Автор статьи
Инвестор, сооснователь проекта Бизнес Квартира, практикующий тренер в сфере деловых коммуникаций, инвестиционных технологий, обучение по его уникальным авторским методикам прошли тысячи участников.